+7 (495) 226-88-77
8 (901) 593-93-05
г. Москва
Бесплатная доставка от 5000 руб.

Cоциальные сети


Рыба и ультрафиолет

Силиконовые приманки ультрафиолет

Впервые с этим вопросом я столкнулся примерно 15 лет назад на зимней рыбалке. Мы сидели с товарищем на расстоянии 1,5 м друг от друга, ловили на безнасадочную мормышку с бусиной разную мелочь. Глубина была одинаковой, около 2 м, и мормышки практически близнецы, но его улов оказался как минимум вдвое больше. И все бы ничего, ведь рыбацкое везение никто не отменял, если бы мы не поменялись местами. На его лунках, где теперь сидел я, клев заметно сократился, а на моих бывших возрос. В моей душе заскребся червячок досады. Когда я задал вопрос о причине моего невезения, он молча достал из лунки свою мормышку, спрятал ее в полузакрытом кулаке, а из кармана куртки извлек шариковую ручку, нажал на кнопку сбоку, и на верхушке загорелся синий огонек светодиода. Словно профессиональный фокусник, он направил этот луч на мормышку, и кембрик на крючке засветился алым светом. Осталось только добавить эффектное цирковое «Ап»! При попытке повторить это с моей мормышкой фокус завершился неудачно, мой кембрик «не горел».

Я бы не поверил в это преимущество, если бы не сравнил его кучку рыбы на льду с моей скромной добычей. После рыбалки он великодушно подарил мне эту ручку, сказав, что себе купит такую же вечером в электричке. Раньше подобную ручку использовали для проверки поддельных купюр, на которых светились специально встроенные волокна и узоры витиеватых знаков. И она не раз меня выручала, вызывая вопросы продавцов при покупке силиконовых приманок в магазине.

Неужели все так просто?

Мормышки

При описании многочисленных факторов, заставляющих рыбу атаковать приманку: размера, сочетаний цветовой гаммы, блеска, частоты колебаний, шумовых вибраций, глубины проводки, запаха и т.д., почти никогда не упоминается свечение в ультрафиолете. Думаю, что раньше этот фактор ихтиологи обходили стороной из-за непрактичности и нецелесообразности подобных исследований, которые требуют немалых затрат. Столкнувшись с этим явлением однажды, а затем неоднократно проверив закономерность в разнице уловов, я попытался разобраться, прежде всего, для себя и начал понемногу собирать и систематизировать материал.

Профессор А. А. Крубер в издании «Общественное землеведение» еще в 1938 г. писал: «Для определения прозрачности воды употребляют простой прием: погружают в воду белый диск (диск Секки) и замечают, на какой глубине он становится невидим. Можно белый диск заменить электрической лампочкой. Прозрачность колеблется в среднем между 30-50 м. В Северном море прозрачность всего 20-22 м. В Саргассовом море обнаружена наибольшая прозрачность – 66 м; в Средиземном море наибольшая прозрачность наблюдалась у берегов Сирии и в Ионическом море – до 50-60 м; в Черном море при опыте с лампочкой получили максимальную прозрачность близ Синода – 77 м.

Балансир

Ультрафиолетовые лучи проникают еще глубже. Об этом судят по наблюдениям с фотографической камерой, которую опускают в воду, причем камера при помощи бросаемой гири может открываться на любой глубине. Воздействие света на фотографическую пластинку показывает, до какой глубины химические лучи еще проникают. Оказывается, что эти лучи достигают глубины максимум 500-1000 м. Последняя цифра найдена в Атлантическом океане экспедицией Д. Меррея».

При анализе этих фактов возникает мысль, не могли же рыбы, существуя на планете миллионы лет и многократно оттачивая способы выживания, где в числе основных – нахождение пищи, поиск партнера для продолжения рода и укрытие от врагов, не использовать возможности проникновения ультрафиолета.

Нахлыст

Интересные эксперименты, проведенные в австралийском университете Квинсленда под руководством Ульрике Зибека, выявили роль в зрении рыб ультрафиолетовой составляющей. Оказалось, что, если ее убрать, рыбы не смогут распознать, что за вид перед ними. Для опыта использовали аквариумных рыбок двух видов, которых внешне практически невозможно отличить друг от друга. Pomacentrus amboinensis и P. Moleuccensis имеют агрессивный характер и обычно атакуют представителей своего вида, что неудивительно, говорят биологи. Ведь внутренняя конкуренция между особями одной стайки всегда высока. Исследователи составили 28 троек таким образом, чтобы в аквариум, куда заранее выпустили рыбок одного вида, подселили еще по одной особи Pomacentrus amboinensis и P. moleuccensis. Получилось, что рядом оказались две рыбки одного вида и еще одна – другого. В 22 случаях «хозяин» набросился на соперника именно своего вида. На следующем этапе исследований опыт проводили в ультрафиолетовом излучении, устранив таким образом врожденный компонент зрения рыб, что лишило их возможности различать рыбок своей и чужой породы. В результате атаке подверглись уже два «гостя» аквариума.

Продвигаясь дальше в своих исследованиях, биологи готовы предположить, что ультрафиолет служит не только для общей идентификации рыбок, но и для распознавания отдельных представителей одного вида. Ученые заметили, что некоторые рыбы имели своеобразную, даже уникальную, ультрафиолетовую маркировку на «лицах», что заставило вновь задуматься, для чего же ее используют подопытные?

Приманки, реагирующие на ультрафиолет, работают лучше

Видимо, немалая составляющая наших рыболовных успехов зависит от способности приманки светиться в ультрафиолете. Однажды на одной из баз на протоке Митенка на Нижней Волге мы решили половить берша и судака ночью возле стоянки катеров. Стоянка освещалась фонарями, и на границе темноты и света происходили поклевки хищника.

Хорошо работали силиконовые приманки черного цвета с блестками, светонакопительные и цвета шартрез; из воблеров – двухсоставные минноу и крэнки агрессивной химической окраски. Судаки и берши попадались некрупные, но достаточно регулярно. Пока одни ловили мелочь, несколько завсегдатаев базы вышли с понтонов на берег. Возле тонкой кромки мелководья и свала в яму регулярно раздавались всплески жирующего хищника, подбирающего сонного малька. Постепенно погасли налобные фонарики ушедших, каждый выбрал себе место ловли. Нужно заметить, что в это время было новолуние и бездонное черное южное небо освещалось лишь звездами.

Тьма, ничего не видно. Спустя несколько часов, когда вернулись «ходоки», мы оценили их улов. У двоих результат можно было сопоставить с нашим. А третий вернулся с несколькими крупными судаками на кукане, самый большой потянул без малого на 4 кг. После поздравлений и выяснения, на что и как, долгих препираний и отнекиваний по поводу секретов сегодняшней рыбалки, выяснилось, что ночью «счастливчик» ловит только на воблеры, которые отражают ультрафиолет.

Еще один пример. Белой июньской ночью в разговоре за чашкой чая с нахлыстовиками на одной северной реке выясняем, что сегодня предпочитает семга. Они, как обычно, открывают свои флайбоксы с мушками и показывают, какие из них пользуются наибольшим успехом. У одних их было несколько, другие ловили на единственный выбранный после первой поклевки вариант до самого утра. Естественно, всем хочется поймать и побороться с достойным противником. После общих посиделок один из присутствующих друзей отвел меня в сторону и спросил, поскольку я только что приехал, нет ли у меня подобной, и показал свою потрепанную мушку. Когда ставил что-то другое, рыба не клевала, а стоило поставить эту с тремя потрепанными волосинками, как следовала поклевка. И предупредил: «Никому ни слова, иначе всю реку выцедят». Насчет того, что реку «выцедят», звучало смешно, так как здесь действует принцип «поймал – отпусти». Но секрет оказался в том, что этот мех отражает ультрафиолет.

Последний случай произошел в прошлом году в нижегородском Бармино. Осень, ветер, дождь, погода – дрянь. Мы с друзьями втроем на одной лодке, действуя по принципу «в тесноте, да не в обиде», каждый день выезжали на рыбалку и всегда возвращались с уловом, чем могли похвастать далеко не все гости этой базы. Многие возвращались пустыми почти каждый день, хотя ловили практически на одних и тех же местах. Вначале я пытался объяснить это тем, что мы начинали ловить на разные приманки, забрасывали их в разные стороны и, найдя стайку активного хищника, его ловили. Основными трофеями были берш и судак, а в прилове – щука и сом. Крупные усачи часто выходили победителями в схватке, обрывая поводки и разгибая или ломая крючки. Безусловно, троим рыболовам проверить три сектора вокруг себя куда проще и быстрее, чем двум или одному. Выявились лидеры среди приманок, которые работали лучше остальных. Нужно ли говорить, что впоследствии, при проверке под лампой УФЛ, оказалось, что они привлекательно светились.

На одной из последних рыболовных выставок я специально проверил приманки для ловли различными снастями: троллинговые, силиконовые для джига и для ловли трески в отвес, воблеры и нахлыстовые мушки. Снимал их на свету и в ультрафиолетовом свете, и получились забавные кадры. При обсуждении этой темы с друзьями кто-то мне сказал, что даже бычок-подкаменщик приобретает в ультрафиолетовом освещении цвет шартрез. Я это еще не проверил, но при первом же удобном случае попробую. 

Евгений Кузнецов "Рыбачьте с нами" 7/2013

Рыба и ультрафиолат


Комментарии

Александр
Александр2014.02.01 13:23:34 #ссылка

Красава конечно ,только зачем об этом писать. Все как войну рыбам объявили, поймал на то,кидал туда, на такой глубине.Да, придумал не я!

Евгений
Евгений2016.07.27 21:52:55 #ссылка

Александр, для того, чтобы люди получили удовольствие от рыбалки, чтобы лучше знали с кем они живут на этой планете, любили природу и не брали лишнего, отпуская свои трофеи обратно в воду, чтобы их дети  и внуки тоже смогли почувствовать поклевку и поймать свой трофей...

Новый комментарий